Воспоминания о горнолыжном отдыхе в Андорре

Об Андорре написано много. Вот и в этот раз перед поездкой мы стали искать информацию о Пас де ла Каса, поскольку там никто из нас еще не был. Были просмотрены каталоги ведущих туроператоров по Андорре, затем сайты с индексом ".ad" в интернет, затем прочитаны найденные в интернет впечатления покатавшихся в этом регионе до нас - короче говоря, проделано все "как в первый раз". Несмотря на казалось бы все принятые меры, часть того, что ожидало нас в этой крошечной стране, все-таки оказалась для нас неожиданной... Первая неожиданность оказалась даже приятной: в дороге выяснилось, что поскольку городок Пас де ла Каса, в котором нам предстояло провести две недели, находится на границе Андорры с Францией , то и дорог в него ведет целых две - одна со стороны Андорры, а другая из Франции. Вот этой дорогой-то мы и поехали. Надо честно сказать, что даже французское захолустье оставляет очень приятные впечатления: аккуратные домики, небольшие городки и поселки - все немного отличалось от уже виденного в Испании и Андорре - вроде рядышком все, буквально несколько километров, а вот чувствуется другая страна, и все тут. Да и посмотреть хотя бы из окон комфортабельного автобуса на городок, который делится на две части границей двух государств, было достаточно любопытно. Конечно, ни пограничников, ни таможенников мы ни на одной из двух границ так и не увидели, да и вообще не останавливались - как ехали, так и проехали.

Следующая неожиданность была несколько менее приятной: в этот день шел снег и дул достаточно сильный ветер. Серпантин, который вел в Пас де ла Каса, был покрыт толстенным - по Андоррско-Французским меркам - слоем свежего пушистого снега: сантиметров эдак... пять! Нормальные Московские зимние дороги, но в этих южных странах народ водить машины в таких безумно сложных условиях не умеет, и машины просто ползут даже на ровных участках дороги, а уж в горах просто напоминают сильно разбежавшуюся улитку. Эх, их бы всех в Приэльбрусье на стажировку - быстро бы научились на лысой летней резине со скоростью восемьдесят километров в час по снегу перемещаться! Водители всех машин перед началом подъема в горы надевали цепи, в горах подъезжали к длинному туннелю, снимали цепи, преодолевали туннель, опять одевали цепи... Подобному отношению к своему здоровью и сохранности дорог и транспортных средств нам, пожалуй, не мешает поучиться. На серпантине скорость нескончаемой вереницы машин составляла километров пять в час, порывы ветра раскачивали здоровенный автобус... То есть поездка оказалась весьма продолжительной и не самой приятной.

Очередная неожиданность ждала нас в Пас де ла Каса. Реальность сильно отличалась от ожидаемого, причем (к нашему удовольствию, разумеется) в лучшую сторону. Городок начался сразу с многоэтажных зданий, а совсем даже не с низеньких пригородов. То есть весь этот крохотный городок - стоящие плечом к плечу многоэтажные здания отелей, магазинов, ресторанов, супермаркетов, банков, дискотек... Все отели были заполнены - Новый Год уступает по популярности разве что Рождеству - и плотность народонаселения на узеньких (видимо, широкие улицы Андоррцы строить то ли не умеют, то ли боятся) улочках почти в любое время суток была очень высока. Еще одна неожиданность была неприятной - то есть неожиданности чередовались: то хорошо, то плохо - как полоски на шкуре зебры.

Заключалась эта неожиданность в том, что автобус не умеет подъехать к отелям и высаживает туристов в ночи кромешной под вьюгу, завывающую прямо на площади (она же дорога), а дальше - пешком. Честно говоря, вот уж такого "Новогоднего подарка" от принимающей стороны не ожидал никто. Как-то привыкли уже, что автобус довозит до входа в отель, а тут пришлось тащить тяжеленные лыжи, сумки и чемоданы по снегу, лестницам... Короче говоря, это была финальная капля, переполнившая чашу терпения умотавшихся лыжников на двадцатом часу дороги из Киева. Нам еще повезло, поскольку до отеля было недалеко, а вот некоторым дамам в норковых шубках и соответствующей обуви пришлось тягать свои кофры по заметенным снегом идущим вверх улицам метров пятьсот... При этом гид даже отказался вызвать такси тем, кто желал облегчить свою участь, а заодно и карман. Такой вот "европейского уровня сервис", причем вне зависимости от того, с каким российским туроператором вы имеете дело - все наши соотечественники одинаково мучаются. Видимо, денег мало платим - англичан в наш отель привозили прямо к входу...

Потом опять была белая полоса - рассказы о том, что из-за близости к Франции цены в магазинах Пас де ла Каса чуть ли не вдвое выше цен на аналогичные товары в столице - Андорра ла Вэлла, оказались неправдой. И цены, и ассортимент товаров оказались идентичными тому, что нами было затем встречено в столичных магазинах. Пожалуй, единственным исключением оказались инструменты для ухода за лыжами и мази - цены на эти товары действительно были почти вдвое выше, чем в Андорра ла Вэлла. Кстати, плотность продуктовых супермаркетов в Пас де ла Каса очень высока: только вокруг стоянки, расположенной перед входом в наш скромный отель, их оказалось восемь - от голода, как и от недостатка качественных алкогольных напитков, умереть сложно.

На самом деле вся поездка была черно-белой: то хорошо, то не очень, то опять вроде хорошо. Хорошо то, что до Андорра ла Вэлла доехать оказалось не так сложно как представлялось издалека, и все желающие смогли и в Кальдэа поплескаться-попариться, и магазины столичные исследовать. Не сильно приятным оказалось небольшое количество снега, но практически все трассы были открыты и регион катания с перепадом высот около 550 метров оставил весьма и весьма приятное впечатление. Возможностей для катания много - и для хороших лыжников, и для детей, и для новичков - для всех нашлись трассы по вкусу. Да и ожидать чего-либо другого от курорта с тридцатью современными подъемниками было бы несправедливо. От новогоднего ужина все ждали гораздо большего, но прекрасная кухня на протяжении всех остальных дней помогла стереть не самые приятные впечатления о неудачной Новогодней ночи. Погода не баловала - всего два солнечных дня на протяжении двух недель, да и ветер был частенько сильнее, чем хотелось бы - но из-за плохой погоды потеряли всего два дня: в один из дней из-за сильнейшего ветра остановили подъемники, а на следующий день лил сильный ливень.

Вы еще не были в этом крошечном государстве, и раздумываете - стоит ли туда ехать? Скажу так: в низкий сезон, то есть в середине января, стоимость поездки на один из курортов Андорры ненамного превысит стоимость поездки в Карпаты, Приэльбрусье или Красную Поляну . Конечно, с учетом авиа перелета на Кавказ, а не билета в плацкартный вагон, а также проживания в хороших для наших гор условиях при принципиально другом качестве сервиса, кухни, катания, выбора и качества трасс, апрески и всего остального. А уж если вы планируете еще и что-то из снаряжения приобрести в этом сезоне, тогда сумма затраченных на отдых и покупки денег будет однозначно в пользу дальнего путешествия. И не сомневайтесь: достаточно сложные для экспертов трассы есть во всех регионах Андорры. В отношении Пас де ла Каса повидавший за свою спортивную жизнь немало регионов по всему миру Грег Гуршман высказался в том смысле, что если снега добавить, а количество лыжников на склонах убавить (мы были в самый пиковый сезон), то во всем остальном этот регион превосходит многие из курортов Северной Америки. Вот такая информация к размышлению.

P.S. В сезоне 2003-2004 гг. произошло объединение регионов катания Сольдэу-Эль Тартер и Пас де ла Каса - Грау Руж, так что теперь можно кататься в колоссальном по протяженности регионе, охватывающем кучу долин и массу склонов с современными подъемниками, гле бы вы не жили. Но не обольщайтесь: путь из конца в конец этого региона должен занимать весьма недетское время, и далеко не все трассы по дороге будут интересны для катания экспертов или "по зубам" начинающим. Но соотношение "цена/качество" все равно супер.

0 Comments: